Российский
Императорский Дом

Официальный сайт
Династии Романовых

Старая версия

24 октября 2017

Ответы Цесаревича Георгия Михайловича на вопросы испанской редакции журнала «Vanity Fair». Полный текст

Будут ли в России памятные мероприятия, посвященные 100-летию Революции?

Да, уже с прошлого года в России начали проводить различные мероприятия, посвященные этому скорбному юбилею. Это и поминальные службы, и научные конференции, и различные акции, организуемые политическими и общественными организациями самого разного толка.

Мы с моей матерью или наши представители и сотрудники принимаем участие только в тех мероприятиях, которые призваны рассмотреть события столетней давности объективно и всесторонне и послужить делу национального примирения.

Императорский Дом — не «красный» и не «белый». Мы стараемся объяснить всем соотечественникам, что Революция и Гражданская война — это болезнь, ответственность за распространение которой лежит на всех. В трагедии России XX века повинны не только большевики, не только революционеры других течений, но и правящие сословия, и сама наша династия. Мы не уходим от признания и нашей доли вины.

Ничьи преступления нельзя забывать и оправдывать, чтобы не повторить их вновь. Но того, что свершилось, уже не изменить. И глубоко неправы те, кто ожидает того или иного реванша — хоть «красного», хоть «белого». Тем самым эти люди, вольно или невольно, вновь раздувают угасшие угли Гражданской войны.

Императорский Дом призывает не только простить других, но и попросить прощения за собственные грехи и ошибки. Очистившись таким взаимным покаянием, мы сможем работать вместе ради настоящего и будущего.

Особенное значение мы придаем совместным поминальным службам по всем жертвам Гражданской войны, на которые собираются вместе потомки и «красных», и «белых». Такая традиция была заложена уже несколько лет назад, и моя мать, Великая Княгиня Мария Владимировна совместно с Православной Церковью с большим энтузиазмом поддержала это начинание. В своем послании от 4 ноября 2009 года к первой такой торжественной службе в московской церкви Знамения Божией Матери в Романовом переулке мама написала: «Главным итогом и уроком минувшего трагического столетия для нас должно стать осознание того, что никакая цель не может являться оправданием для безбожной и бесчеловечной злобы, взаимного истребления, ненависти и клеветы. У каждой из сторон в великой Смуте ХХ века были своя правда и своя ложь, свои идеалы и своя корысть, свои герои и свои негодяи. Но, в конечном итоге, от революции пострадали все — и побежденные, и победители. Вчерашние палачи назавтра становились жертвами, а многие из тех, кто выжил и даже видимо обрел власть и благополучие, оказались изуродованными духовно и нравственно. Мы не должны ничего забывать, чтобы не повторять ошибок. Мы должны постараться исправить совершенное зло. Но мы также должны уметь прощать и просить прощения. Ради будущих поколений нам необходимо научиться находить в прошлом и в настоящем в первую очередь не то, что разъединяет, а то, что сближает нас друг с другом».

 

С кем из Ваших предков Вы самоидентифицируетесь, вернее, кто Ваш излюбленный исторический персонаж?

Мне ближе всего образы Императоров Петра I Великого и Александра III Миротворца. В первом меня привлекает его энергия и самоотверженность, а во втором — уверенный и достойный стиль управления, умение создать эффективную команду государственных деятелей и добиться их слаженной работы на благо своей страны.

 

Рассчитываете ли Вы скоро переселиться в Россию?

Возвращение на Родину всегда было и остается нашим искренним желанием. Наше российское гражданство восстановлено еще в 1992 году. Процесс реинтеграции Императорского Дома в общественную жизнь России развивается поступательно. Мы посетили почти все регионы России и многие независимые государства, территории которых входили в состав бывшей Российской Империи. Мы пока постоянно живем за рубежом, но бываем в своем Отечестве всё чаще. Уверен, что скоро я смогу сказать наоборот: мы живем в России, но часто бываем за рубежом.

 

Нередко политологи и аналитики сравнивают Путина с Царем. Что Вы думаете об этом сравнении?

Сравнение сильного государственного деятеля с монархом — достаточно часто встречающаяся «фигура речи». Во Франции, например, «монархом» называли генерала Ш. де Голля. Если кто-то думает, что такие сравнения огорчают членов исторических царственных династий или вызывают у них раздражение, то они ошибаются.

Монархия в том виде, в каком она сформировалась на высшей стадии своего развития, немыслима без династичности и законной наследственности.

А республика немыслима без выборности главы государства.

Попытка смешения этих форм стала бы губительным экспериментом.

Президент Владимир Путин опытный государственный деятель. Он всенародно избранный Президент демократической республики, и сам никогда не пойдет ни на какие авантюры бонапартистского характера. Да и никто из разумных политиков не может всерьез об этом помышлять. Это удел демагогов и фантазёров.

 

Что Вы делали, когда первый раз прибыли в Россию?

В первый раз я приехал на Родину с мамой и бабушкой на отпевание моего дедушки Великого Князя Владимира Кирилловича. Его отпевал Патриарх Алексий II, и затем он был погребен в нашей родовой усыпальнице в соборе Свв. Петра и Павла в Санкт-Петербурге.

Смерть дедушки была для нашей семьи огромным горем. Но эти переживания нам помогли перенести наши соотечественники, окружившие нас любовью и сочувствием. Мне тогда было 11 лет, но я уже был способен понять и ощутить, что несмотря на десятилетия антирелигиозной и антимонархической пропаганды в нашем народе не угасли ни вера, ни любовь к своей истории, ни доброта и отзывчивость.

Во время следующих визитов я всё больше узнавал о своей стране, старался лучше понять соотечественников, их нужды и проблемы. Я знаю, что у меня во многих уголках России есть надежные друзья. С некоторыми я общаюсь часто, с некоторыми — время от времени. Но та атмосфера любви и взаимного уважения, которая встретила нас в 1992 году, сохраняется и становится всё более насыщенной.

 

История Вашей семьи вызывает большой интерес у прессы и киноиндустрии. Появились фильмы о Романовых сегодня, большие дискуссии вызвал фильм о балерине Матильде Кшесинской. Что Вы думаете об этом?

Я думаю, в истории нет такой императорской или королевской династии, которая не вызывала бы интерес. Кто-то их ругает, кто-то их хвалит, кто-то делает и то, и другое, но равнодушными они не оставляют почти никого. Так что и интерес к Дому Романовых вполне естественен.

О фильмах, снятых о современной жизни Императорского Дома и наших родственниках, могу сказать, что часто они очень поверхностны. Авторы не дают себе труда разобраться в исторических, идейных и правовых вопросах и руководствуются только стремлением развлечь зрителя. Конечно, из каждого фильма нельзя сделать иллюстрированную научную лекцию. Но полностью игнорировать элементарную информацию об истории и внутренних установлениях династии тоже неправильно.

Бывают, увы, и скандальные клеветнические фильмы по методу нацистского министра пропаганды д-ра Й. Геббельса — «чем нелепее и чудовищнее ложь, тем легче в неё поверят». Но мы уверены, что этот метод уже себя исчерпал, и большинство людей в наш век доступной информации способны разобраться, где правда, а где ложь.

Фильм о романе Императора Николая II (когда он был еще наследником престола) с балериной М. Кшесинской, еще не показан. Но о нем можно судить по кадрам рекламного трейлера. И уже сейчас ясно, что образы Николая II, Императрицы Александры Феодоровны и других деятелей показаны там лживо, совершенно несоответственно всему, что мы знаем об этих людях.

Даже самые яростные враги и наиболее жестокие критики Императора Николая II признавали, что он был примерный семьянин и очень спокойный сдержанный человек с целостным мировоззрением. В кадрах трейлера мы видим образ суетливого, неврастеничного человека, запутавшегося в своих чувствах и отношениях с женщинами.

Не удивительно, что множество людей шокированы таким фильмом. Тем более, что Император Николай II и Императрица Александра Феодоровна с их детьми канонизированы Русской Православной Церковью в лике святых.

Попытки запретить такой фильм, на наш взгляд, неразумны, потому что только создают ему лишнюю рекламу. Единственным эффективным оружием против лжи является правда, а не запреты.

Мы очень благодарны иерархам нашей Церкви — Митрополиту Волоколамска Илариону и Епископу Егорьевска Тихону, которые, кстати, читали весь сценарий фильма и видели его нынешнюю полную версию — за то, что они дали очень взвешенный и мудрый комментарий. По утверждению этих представителей Русской Православной Церкви запрещать фильм бессмысленно, но говорить о том, что это пошлая антиисторическая поделка — вполне уместно.

Должен отметить, что Митрополит Иларион — талантливый и профессиональный композитор, получивший образование на композиторском факультете Государственной Консерватории, а Епископ Тихон до принятия сана окончил режиссерский факультет Государственного института кинематографии. То есть оба иерарха в высшей степени осведомлены о вопросах светской культуры и истории, совершенно современные и просвещенные люди. Никто не может сказать, что это какие-то обскуранты с узкими взглядами на жизнь.

Каждый автор имеет право на свою интерпретацию, на художественный вымысел. Но при этом мы вправе ожидать, что этот вымысел не превратится в оскорбительную ложь.

 

Падение династии, произошедшее 100 лет назад, окутано тайнами. Что, на Ваш взгляд, тогда произошло?

Конечно, необходимо продолжать изучение всех аспектов произошедшего 100 лет назад. Но никаких сенсационных тайн я не вижу. Их выдумывают лица, желающие привлечь к себе внимание. Иногда это превращается в спекуляции на страшных страданиях всего нашего народа.

В феврале 1917 года в результате верхушечного заговора Император Николай II был вынужден отречься от престола. Он сделал это, желая не допустить Гражданской войны, тем более, в условиях внешней Первой Мировой войны. К сожалению, эта жертва не принесла умиротворения. Пришедшие к власти умеренные революционеры очень быстро потеряли контроль над ситуацией, и их, в свою очередь, свергли радикальные революционеры — большевики. Они установили тоталитарный террористический режим, подвергли страшным гонениям Церковь и вообще все религии, попытались построить принципиально новое общество, основанное на безбожии и материализме. Императорская Семья оставалась символом прежних традиционных ценностей, поэтому её трагическая судьба была предрешена. Все члены семьи Императора Николая II — Императрица, Цесаревич Алексий, Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия и их верные служители были расстреляны в Екатеринбурге 17 июля 1918 года. Также были казнены все остальные члены нашего Дома, оставшиеся в России. Спастись смогли только те, кто тем или иным способом оказался за рубежом.

После расстрела в 1918 году всего мужского потомства Императора Александра III Главой Российского Императорского Дома по закону стал мой прадед Великий Князь Кирилл Владимирович, следующий по старшинству внук Александра II Освободителя. В 1924 году, окончательно убедившись, что все старшие в порядке наследия члены династии казнены, он принял титул Императора в изгнании. Через него и продолжилась династия Романовых как историческая институция, хранящая преемственность в Истории и идеал Государства-Семьи, каковой является наследственная монархия.

 

Какие книги Вы бы порекомендовали, чтобы глубже узнать историю Романовых?

О истории России в первые века правления нашего Дома я бы порекомендовал соответствующие тома фундаментальной «Истории России» классика российской исторической науки Сергея Соловьева. Описания царствований по отдельности — здесь я обратил бы внимание на книги Николая Шильдера. Наиболее фундаментальный труд о Николае II — книга Сергея Ольденбурга «Царствование Императора Николая II».

Желающим глубже узнать историю нашего Дома во всей её многогранности я бы посоветовал читать исторические источники — дневники, письма, мемуары. Их сейчас активно публикуют на высоком научном уровне, с комментариями. Конечно, в источниках тоже встречаются противоречивые или недостоверные сведения. Специалисты-историки должны всё это изучать, сопоставлять и анализировать, докапываясь до правды. Но источники, современные описываемым в них событиям или, по крайней мере, принадлежащие перу участников и свидетелей событий, передают дух эпохи и позволяют лучше её понять, даже если не вся содержащаяся в них информация абсолютно точна.

 

Начало Вашей профессиональной каррьеры связано с Анной и Лойолой де Паласио. Что из этого общения было наиболее примечательным?

Самый главный урок, который я усвоил и в семье, а затем и в начале работы под руководством выдающихся испанских государственных деятельниц Анны и Лойолы де Паласио — нужно относиться ко всему, что ты делаешь, ответственно. Или лучше вообще не браться за дело.

Также необходимо быть уважительным со всеми — не только с руководителями, но и с подчиненными.

И еще один важный закон: побудить других людей работать добросовестно можно только собственным примером. Если ты требуешь чего-то от других, а сам этому не следуешь, то хорошего результата невозможно добиться.
 

Какие параллели можно провести между Россией эпохи Романовых и Россией сегодня?

Россия всегда остается Россией. Даже в эпоху коммунистического правления, под всеми слоями идеологии, партийного диктата, насильственного искоренения большей части традиционных ценностей моя Родина продолжала жить на своих главных духовных основах. В наши дни мы стали свидетелями поистине чуда преображения — возрождения веры в Бога, восстановления святынь и исторических памятников, стремления укрепить связи с дореволюционным прошлым. При этом никто не вычеркивает и советский период. В нем тоже было много светлого и героического.

Императорский Дом участвует во всем, что способствует утверждению единства российской истории и преемственности поколений. Из каждой эпохи нужно брать лучшее, а на ошибках учиться и стараться не повторять их.

 

Вы всегда говорите, что не собираетесь заниматься политической карьерой. Почему?

Мы по принципиальным соображениям не участвуем ни в каких формах политической борьбы. Идея монархии по своей природе не партийна. Она должна не разобщать народ и не противопоставлять одну часть нации другой её части, а объединять.

Поэтому мы сохраняем наши идеалы и принципы, но никому их не навязываем. Мы можем свободно говорить о том, что на наш взгляд составляет преимущества монархии. Это право нам гарантировано 13 статьей Конституции России, гарантирующей идейное многообразие. Мы открыты к диалогу со всеми соотечественниками, независимо от того, левые у них убеждения или правые. Но мы никогда не встаем на строну той или иной партии и не позволяем использовать наше имя в политических баталиях.

Во все времена, и в особенности в наши дни, главной функцией монархии является арбитраж. Это предполагает равноудаленность от всех партий и равноприближенность ко всем людям, стремление удовлетворить их чаяния. Так должен поступать и царствующий монарх, и глава нецарствующей династии.

Если понимать под политикой не борьбу, а искусство управления, то к такой политике мы готовы, если этого пожелает наш народ.

Но мы видим во власти не желанный плод, а огромную ответственность и тяжелый крест. Романовы никогда, начиная с первого Царя нашей династии Михаила Феодоровича, не стремились к власти. Когда в 1613 году к моему предку Михаилу Романову пришло посольство Великого Собора и объявило, что он является законным царем, он с ужасом отказывался. Тогда ему объяснили, что это, в первую очередь, не его право, а его долг. И он принял этот долг и передал его следующим поколениям.

Если нас призовут вновь, мы не уклонимся от нашего долга. Но разменивать многовековое историческое наследие в политических схватках мы не будем никогда.

Наша миссия в современном мире — сохранение преемственности, традиций, историко-культурного наследия, поддержание межнационального, межреглигиозного и общегражданского мира в стране, благотворительность, защита положительного образа России в мiре.

 

Что такое, на Ваш взгляд, русская душа, о которой размышляют писатели и интеллектуалы?

Русская душа — это национальный характер нашего народа. У разных людей по этому вопросу есть разные мнения. Кто-то обращает внимание на одни аспекты, кто-то на другие. Кто-то идеализирует русских, а кто-то пытается представить их какими-то варварами. Неправы и те, и другие.

Вообще в мiре нет «плохих» и «хороших» народов. Все нации хорошие в своем идеальном обличии, то есть в воплощении лучших качеств, наиболее дорогих каждому народу. В то же время в каждом народе есть святые и герои, есть обычные люди, есть негодяи и подлецы. И русский народ не может быть исключением.

Однако каждый народ — это, можно сказать, коллективная личность. Совокупность тех или иных идеалов, устремлений, привычек составляет характер каждой нации. И каждая нация формулирует свой главный идеал.

Я не скажу нечто слишком новое, если отмечу, что когда англичанин хочет сказать доброе слово о своей стране, он употребляет термин «Старая Англия». Француз скажет — «Прекрасная Франция». А русский — «Святая Русь». То есть для России на первом месте не красота, не военная мощь, даже не патриархальность и укоренённость в прошлом, а святость.

В основе же святости лежит любовь. И я искренно убежден, что особенностью русской души является способность сильно любить. Иногда, к сожалению, эта способность перерождается в свой антипод — ненависть. И русский человек начинает неистово разрушать то, что когда-то так бережно созидал. Это происходит в революционные эпохи. Не случайно великий русский поэт Александр Пушкин написал: «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный».

Однако что совершенно несвойственно русским — это равнодушие. Равнодушие гораздо страшнее любых ошибок, совершенных искренно, ибо оно убивает без возможности воскресения, разлагает жизнь в самой основе, превращает людей в живые трупы. Русский же человек, одумавшись и поняв совершенный грех, способен каяться и возродить то, что он сам разрушил. Поэтому наша страна не раз возрождалась, как феникс из пепла, после ужаснейших катастроф. И поэтому я верю, что и сейчас, несмотря на все трудности, у России великое будущее.

 

На основе интервью вышла статья.

 

Please publish modules in offcanvas position.