Российский
Императорский Дом

Официальный сайт
Династии Романовых

Одноклассники
ВКонтакте
14 июля 2021

Закатов А.Н. Черноморский период военно-морской службы великого князя Кирилла Владимировича (июнь-сентябрь 1900 г.)

Представители линии Владимировичей (1) Российского императорского дома в меньшей степени связаны в историей Крыма, чем те представители династии, у которых здесь были дворцы и виллы. Конечно, сам великий князь Владимир Александрович, его супруга великая княгиня Мария Павловна и их дети бывали в Крыму, отдыхали и укрепляли своё здоровье. Но о их участии в жизни полуострова, во всяком случае, известно меньше, чем о вкладе их родственников.

 

Несомненный интерес представляет эпизод из истории династии, связанный с военно-морским служением будущего главы Российского императорского дома в изгнании государя Кирилла Владимировича.

 

По традиции он был зачислен на службу в день своего рождения 30 сентября 1876 года. Осенью 1891 года 15-летний великий князь начал заниматься по программе Морского кадетского корпуса. Сначала преподаватели приезжали в дом его отца в Царском Селе и проводили занятия там. Получив начальную подготовку, летом 1892 года Кирилл расстался с домашним миром и направился в Кронштадт. Первым судном, на котором он начал обучаться корабельному делу, стал парусный фрегат "Моряк". Затем ему предстояла служба на учебных кораблях "Князь Пожарский" и "Воин". Летом 1894 года он отличился перед "дядей Сашей" - императором Александром III, выиграв лодочные гонки у великих князей Михаила Александровича и Алексея Михайловича и получив от дяди приз. В октябре 1894 г., когда Александр III умирал в Ливадии, и около его постели собрались старшие члены династии, 18-летний Кирилл Владимирович впервые в жизни выполнял возложенные на него придворным церемониалом функции старшего великого князя, пребывавшего в столице.

 

Весной 1895 года он сдал экзамены в Морском кадетском корпусе и был произведен в унтер-офицеры, а затем в гардемарины. В мае-июне совершил первый выход в открытое море на крейсере I ранга "Рюрик". Последним учебным кораблем в его службе стал "Моряк".

 

В день священного коронования св. императора Николая II 14 мая 1896 года великий князь Кирилл Владимирович зачислен в Гвардейский экипаж мичманом.

 

Первые дальние плавания он совершил на крейсере I ранга "Россия" в 1897-1898 годах. В 1899 году Кирилл Владимирович получил назначение на крейсер "Генерал-Адмирал" в отряде судов Артиллерийского отряда Балтийского Флота, где проходил обучение в Артиллерийском училище в Ревеле под руководством контр-адмирала Зиновия Петровича Рожественского, память которого он затем защищал и посмертной реабилитации которого всемерно содействовал.

 

Прослужив еще некоторое время в Санкт-Петербурге в Гвардейском экипаже и проведя отпуск в Каннах, великий князь 14 апреля 1900 года был назначен на эскадренный броненосец Черноморского флота "Ростислав". Его служба вахтенным начальником продолжалась там почти 4 месяца, с 1 июня по 20 сентября 1900 года.

 

"Ростислав" являлся 7-м из 8 эскадренных броненосцев, сооружение которых предполагалось 20-летней программой возрождения Черноморского флота 1881 года. Он стал преемником линейного корабля "Ростислав", отличившегося в Синопском сражении 18 ноября 1853 года, и носил имя Моравского князя Ростислава (IX в.) - покровителя свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, и святого благоверного великого князя Ростислава Киевского (1007-1067), государя периода удельной раздробленности на Руси, сына св. Мстислава Великого. В его создании принимали участие Брянский металлургический завод, Обуховский и Балтийский заводы Санкт-Петербурга. Закаленную броневую сталь, насыщенную углеродом по методу Г. Гарвея, заказали на американском заводе "Бетлехэм айрон компани".

 

Броненосец заложили в 1894 году, в 1896 году спустили на воду и после ряда испытаний "приняли в казну" в 1900 году.

 

1 мая 1900 года командиром "Ростислава" стал капитан II ранга великий князь Александр Михайлович, муж сестры св. Николая II великой княгини Ксении Александровны. Он был старше великого князя Кирилла Владимировича на 10 лет и приходился ему двоюродным дядей. Дружеские отношения между ними сохранятся на всю жизнь. Уже в эмиграции Александр Михайлович окажет деятельную поддержку своему племяннику и будет по мере сил способствовать единению русской диаспоры вокруг законного главы Российского императорского дома.

 

Для Александра Михайловича возведение в чин капитана I ранга и назначение на должность командира корабля были, как он писал, "мечтой жизни" [Александр Михайлович, 1999: 199]. Однако в своих мемуарах он почти ничего не сообщает о "Ростиславе" и службе на нем, хотя она продолжалась до 1903 года.

 

Кирилл Владимирович, диктовавший воспоминания незадолго перед своей кончиной в 1938 году, уделяет "Ростиславу" гораздо больше внимания. В целом, отмечая красоту Крыма и Кавказа, он считал службу на Черноморском флоте "истинным удовольствием". Однако государь отнюдь не идеализировал действительность и не замалчивал те недостатки, которые имелись на дореволюционном флоте.

 

Во-первых, он полагал странным, что "в этих гостеприимных местах наш флот без всяких видимых на то причин выходил в море только летом" [Кирилл Владимирович, 1996: 133]. В этом обстоятельстве великий князь усматривал проявление солидарности с более родным ему Балтийским флотом, эскадра которого была вынуждена оставаться на скованной льдом базе. Однако такое положение дел на Черном море, открытом для навигации круглый год, Кирилл Владимирович считал нелогичным и парадоксальным, требующим изменения.

 

Первый российский теплоход "Ростислав" Кирилл Владимирович без обиняков называет "плохим" кораблем, "никудышным с практической точки зрения" из-за тихоходности и слабой защищенности.

 

На корабле впервые применили смешанное угольное и нефтяное отопление. Половина котлов отапливалась мазутом. Но система оказалась неотлаженной. "(...) Вместо легкого дымка, - вспоминает государь, - „Ростислав" был окутан облаком гари, словно вулкан в момент извержения. Густой и маслянистый дым клубился над кораблем - он проникал повсюду, оседая на наших белых летних кителях. В скором времени все, что не было черным, приобрело именно этот цвет, и на головы инженеров обрушивались одни проклятия. После месяца экспериментирования они более-менее освоили процесс сжигания топлива, и „Ростислав" шел уже с меньшим столбом дыма в кильватере" [Кирилл Владимирович, 1996: 134]. Позднее, в конце концов, уже в 1904-1905 гг. система нефтяного отопления на корабле была демонтирована.

 

После обычных артиллерийских и морских учений, "Ростислав" вышел из Севастополя и двинулся вдоль черноморских берегов.

 

У Николаевских верфей, введенных в строй еще при Екатерине Великой в 1788 году, Кирилл Владимирович лицезрел построенные там по инициативе адмирала Андрея Александровича Попова (1821-1898) в 1870-е гг. (2) "поповки" - броненосцы береговой охраны (3). Они стали первыми броненосцами Черноморского флота, принимали участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

 

Великий князь характеризует их так: "(...) походили они на нечто среднее между огромным бронированным блином и медузой. Совершенно круглые, они представляли собой как бы рассеченный надвое шар, предполагалось, что они будут с равной легкостью двигаться во всех направлениях - носом, кормой и боком вперед. Кроме того, на борту „поповок" имелась тяжелая артиллерия. Первые мониторы отличались чересчур низкой осадкой и были небезопасны в бурном море. Во избежание аварии эти корабли были устроены таким образом, что, даже заливаемые волнами в штормовую погоду, оставались на плаву, как подводные лодки. Вследствие этого „оригинального" решения „поповки" стали неповоротливыми и в высшей степени непригодными к плаванию. Это были почти полностью герметизированные плавучие бронированные острова, и когда они нагревались под палящими лучами солнца, из-за отсутствия надлежащей вентиляции внутри стояла адская жара. Крайне неудачные создания! Но на них стоило взглянуть, как на диковину" [Кирилл Владимирович, 1996: 134-135].

 

"Ростислав" зашел в Одессу, где градоначальник граф Павел Павлович Шувалов (1859-1905) устроил торжественный прием в честь великих князей и офицеров. Этот выдающийся государственный деятель, участник Русско-турецкой войны, приближенный великого князя Сергия Александровича, также как и его августейший шеф станет жертвой революционного террора. Назначенный 18 апреля 1905 г. на пост Московского градоначальника, он начал наводить порядок, но 28 июня во время приема посетителей был застрелен из револьвера членом партии социалистов-революционеров Петром Куликовским, причастным и к убийству Сергия Александровича.

 

После Одессы "Ростислав" заходил в Батум, где Кирилл Владимирович воспользовался небольшим отпуском. чтобы посетить Тифлис и имение брата Александра Михайловича великого князя Николая Михайловича в Боржоме.

 

Затем корабль продолжил плавание вдоль западного побережья, прошел вдоль Нового Афона и пристал в Новороссийске. Во время стоянки великий князь осмотрел санаторий в Гаграх, устроенный принцем Александром Петровичем Ольденбургским, и удельное имение Абрау-Дюрсо, славящееся виноделием.

 

Из Новороссийска "Ростислав" вернулся в Крым, в Керчь. Там Кирилла Владимировича в свободное от службы время заинтересовали археологические раскопки городища Пантикапей и древних курганов.

 

Во время отпусков великий князь посетил Ливадийский дворец и другие резиденции своих августейших родственников. По окончании службы он стал гостем Александра Михайловича и Ксении Александровны в их имении Ай-Тодор, где впервые увидел виноградники.

 

Эти приятным общением завершилось пребывание Кирилла Владимировича в Крыму.

 

6 декабря 1900 года, в день тезоименитства государя, великий князь Кирилл Владимирович был "произведен в лейтенанты с оставлением в звании флигель-адъютанта и в Гвардейском экипаже" [Полный послужной список Гвардейского экипажа Свиты его величества контр-адмирала его императорского высочества великого князя Кирилла Владимировича, 1916 РГАВМФ ф. 406, оп. 9, д. 1766: 6-13].

 

Из его дальнейшей судьбы следует напомнить о том, что во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. он являлся начальником Военно-морского отдела в штабе командующего на Тихом океане вице-адмирала С.О. Макарова и стоял рядом с прославленным флотоводцем на капитанском мостике эскадренного броненосца "Петропавловск", когда тот подорвался на японской мине 31 марта/13 апреля 1904 года. Все находившиеся рядом с ним и большая часть команды погибла. Но Кирилл Владимирович неким чудом сумел сохранить сознание, вырваться из уносящего его в пучину водоворота и потом продержаться в почти ледяной воде около 40 минут. Когда подплыли спасатели он крикнул им: "Со мною всё в порядке! Спасайте остальных!". Это произошло в день памяти одного из главных небесных покровителей Дома Романовых - священномученика Ипатия Епископа Гангрского.

 

25 сентября/8 октября 1905 года в православном храме Святителя Николая в Тегернзее (Бавария) состоялось венчание великого князя Кирилла Владимировича и принцессы Виктории-Мелиты Великобританской и Ирландской и Саксен-Кобург-Готской (в православии великой княгиней Викторией Феодоровной). Этот брак сначала вызвал неудовольствие императора Николая II, так как был совершен без требуемого законом дозволения. Кирилл Владимирович на некоторое время был исключен со службы и подвергся изгнанию с Родины. Но 15 июля 1907 года государь простил кузена и кузину, признал их брак и тем самым всецело узаконил династический статус Виктории Феодоровны и потомства Кирилла Владимировича [Собрание Узаконений 1907; РГИА, Ф. 1276, оп. 3, д. 961: 5.]. Отношения, нарушенные семейным конфликтом, полностью восстановились, и в 1909 году св. Николай II стал крестным новорожденной дочери Кирилла и Виктории княжны Киры.

 

В феврале-марте 1917 года командир Гвардейского экипажа и начальник Морских батальонов и речных флотилий в действующей армии контр-адмирал великий князь Кирилл Владимирович вместе с дядей инспектором войск Гвардии генерал-адъютантом великим князем Павлом Александровичем пытался остановить развитие революции, чтобы "всячески, всеми способами сохранить Ники престол" [Павел Александрович. 1917. ГАРФ, ф. 601, оп. 1, д. 2098]. К сожалению, эти усилия остались тщетными [Закатов А.Н., 1998] .

 

Благодаря своему нахождению с июня 1917 года в Великом княжестве Финляндском, отделившемся от Российской империи в декабре того же года, семья великого князя Кирилла Владимировича выжила в кровавом хаосе Революции и Гражданской войны.

 

После казни в 1918 году большевиками всех потомков Александра III мужского пола Кирилл Владимирович стал старшим представителем старшей династической линии, и по закону унаследовал права и обязанности императоров всероссийских. В 1922 году он, ещё надеясь на спасение старших кузенов и двоюродного племянника, принял промежуточное звание Блюстителя государева престола, а 31 августа/13 сентября 1924 года, ознакомившись с материалами следствия Н.А. Соколова и убедившись в несомненной смерти лиц, предшествующих ему в очереди наследования, издал манифест о принятии им титула императора в изгнании [Закатов А.Н. 2013].

 

Тем самым он сохранил Российский императорский дом Романовых как историческую институцию, хранящую, по точному определению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, "преемственность в Истории" [Кирилл, Патриарх. 2013].

 

Черноморская служба будущего преемника духовного, правового и культурного наследия дома Романовых остается значимым эпизодом его биографии и интересной страницей в истории Крыма.

 

 

Список источников и литературы

 

Александр Михайлович. 1999. Воспоминания. Две книги в одном томе. - М.: Захаров АСТ. - 526 с. - С. 199

 

Кирилл Владимирович. 1996. Моя жизнь на службе России. – СПб.: «Лики России». - 334 с.

 

Полный послужной список Гвардейского экипажа Свиты его величества контр-адмирала его императорского высочества великого князя Кирилла Владимировича, 1 января 1916 г. РГАВМФ ф. 406, оп. 9, д. 1766, лл. 6-13

 

Собрание Узаконений 1907 г. Июля 20, отд. I, ст. 956; РГИА, Ф. 1276, оп. 3, д. 961, л. 5.

 

Павел Александрович, 1917. Переписка великого князя Павла Александровича с великим князем Кириллом Владимировичем. ГАРФ, ф. 601, оп. 1, д. 2098

 

Закатов А.Н. 1998. Император Кирилл I в февральские дни 1917 г. - М.: Издательский центр «Новый век». - 192 с.: илл

 

Закатов А.Н. 2013. Становление династии Романовых в изгнании – Исторический вестник. – Т. 3 (150), Романовы: династия и эпоха. – М., апрель. – 368 с. – С. 208-253; - Т. 6 (153), История - свидетельница времен. – М., декабрь. – 312 с. – С. 146-237

 

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, 2013. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в программе "Слово пастыря" 9 марта 2013 года. http://www.patriarchia.ru/db/text/2836965.html ; проверено 17 октября 2019 г.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

 

 

(1) Потомков третьего сына императора Александра II Освободителя великого князя Владимира Александровича

 

(2) 1871-1875 гг.

 

 

(3) "Новгород" и "Киев" (затем "Адмирал Попов")

 

 

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:

 

1. Великий князь Кирилл Владимирович, 1898 г.

 

2. Великий князь Кирилл Владимирович в детстве

 

3. Эскадренный броненосец "Ростислав"

 

4. Великий князь Александр Михайлович

 

5. "Поповка"

 

6. Гибель эскадренного броненосца "Петропавловск" 31 марта 1904 г.

 

7. Икона "Чудо святого Ипатия Гангрского, 31 марта 1904 г."

 

 

***

 

Доклад на Международной научной конференциии "Крым в судьбе династии Романовых. Начало и конец царствования императора Николая II". Ливадийский дворец (Ливадия), Харакс (г. Гаспра), Крым, 21-22 октября 2019 г. Организаторы: Министерство культуры Республики Крым, Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество, Общество развития русского исторического просвещения "Двуглавый Орёл"

 

 

Please publish modules in offcanvas position.