Российский
Императорский Дом

Официальный сайт
Династии Романовых

Одноклассники
ВКонтакте
19 мая 2006

Императорский Военный Орден Святителя Николая Чудотворца

Императорский Военный Орден Святителя Николая Чудотворца – фамильный орден Российского Императорского Дома. Замысел учреждения ордена возник во время I Мировой войны. 9 февраля 1915 г. на имя императора Николая II была представлена памятная записка художника-баталиста Петра Першина о проекте «Ордена Святителя Николая Чудотворца в память Великой Отечественной войны 1914-1915 годов». Император приницпиально одобрил этот проект, но революция 1917 г. помешала его реализации. Идею осуществить намерение покойного императора высказал начальник Велико-Бечкерекского отдела Корпуса императорских армии и флота полковник Угринович, представивший доклад на имя преемника Николая II – императора в изгнании Кирилла Владимировича, возглавлявшего Российский Императорский Дом в 1922-1938 гг.

Орден был учрежден Кириллом Владимировичем 19 июля/1 августа 1929 г. Согласно утвержденного тогда Статута, право на орден имели лица, принимавшие участие в I Мировой Войне в составе Российских императорских армии и флота, зачисленные в их состав до 1/14 марта 1917 г. (т.е. до отречения от престола императора Николая II). 9/22 августа 1929 г. Кирилл Владимирович внес дополнение к Статуту, согласно которого право на получение ордена было распространено на участников I Мировой Войны, зачисленных в Российскую армию и после 1/14 марта 1917 г. до 23 октября/5 ноября 1917 г. При этом чины императорских армии и флота носили знак ордена на ленте романовских цветов (бело-желто-черной), а чины Российской армии, зачисленные в нее после отречения императора – на национальной ленте (бело-сине-красной) . В 1936 г. Кирилл Владимирович утвердил Положение о ордене св. Николая Чудотворца для чинов союзных армий и флотов, где был предусмотрен вариант знака с двуглавыми орлами вместо грифонов и на национальной ленте . Лица, принимавшие непосредственное участие в боях с неприятелем, получали к знаку ордена мечи.

Орден Святителя Николая Чудотворца, как мемориальный, не был тогда внесен в число фамильных императорских орденов и не сообщал дополнительных почетных привилегий (напр. личного или потомственного дворянского достоинства), но являлся наследственным. Старший в роде по прямой линии наследник кавалера ордена имел право носить его знак в торжественных случаях.

В ст. 6 Статута говорилось также о том, что позднее кавалерам ордена (а также их вдовам и детям) “будут предоставлены особые права и преимущества, которые разработает, по возвращении в Россию, особая Комиссия, назначенная Высочайшим повелением”.

Знак ордена Николая Чудотворца имел следующий вид: позолоченный четырехконечный Крест, залитый белой эмалью (из других вариантов редко встречаются экземпляры с синей эмалью , чаще – упрощенный бронзовый вариант без эмали ). По краям Креста золотая грань. Между концами Креста расположены золотые романовские грифоны (герб Дома Романовых). На лицевой стороне в середине Креста в покрытой белой эмалью и обведенной золотой каймой розетке находилось изображение Св. Николая Чудотворца Мирликийского. На оборотной стороне Креста в середине в розетке размещалась надпись: «Вел. Мiров. Война»и даты «1914-1917». Лента шелковая муаровая бело-желто-черного (или бело-сине-красного) цвета. Орден носился на колодке на левой стороне груди. В 1938 г. по ходатайству Американского отдела Орденской комиссии император Кирилл Владимирович разрешил носить эмалевый Крест ордена на шее, а бронзовый – в петлице.

В первые десятилетия после учреждения ордена его кавалерами стали тысячи генералов, офицеров и нижних чинов, все члены Российского Императорского Дома, принимавшие участие в Великой Войне, том числе и августейшие особы женского пола, архиереи и иереи Русской Православной Церкви (например, архиепископ Нестор бывш. Камчатский), чины санитарного ведомства и некоторые иностранные подданные, отличившиеся в боевых действиях в составе союзных России армий и флотов (например, что было очень важно для международного статуса Ордена, чины Бельгийского Экспедиционного Корпуса).

К 1937 г. большинство лиц, имеющих право на получение ордена, было награждено. Орденская комиссия закрыла свои отделы, кроме Главного отдела в Сен-Бриаке под председательствованием начальника Канцелярии его императорского величества Г.К. Графа . В США какое-то время продолжал еще работать Американский отдел под руководством генерала-от-инфантерии А.Я. Ельшина. После II Мировой войны имели место лишь единичные случаи обращений с ходатайствами о праве ношения ордена Николая Чудотворца, которые рассматривались в Собственной Великого князя Владимира Кирилловича походной канцелярии. К концу ХХ века орден фактически прекратил существование, так как уже почти не осталось лиц, имеющих непосредственное право на его получение.

Между тем, Российский Императорский Дом относился и относится с неменьшим уважением к подвигу участников последующих войн, служивших защите Родины независимо от смены политических режимов.

Патриотическая позиция императорской семьи всегда была бескомпромиссной. Основатель Ордена император Кирилл Владимирович (1876-1938), его сын Великий князь Владимир Кириллович (1917-1992) и его внучка Великая княгиня Мария Владимировна (род. 1953), а также члены их семьи никогда не принимали иностранного гражданства и все 70 с лишним лет изгнания жили по паспортам беженцев-апатридов. В настоящее время Великая княгиня Мария Владимировна, ее августейшая мать вдовствующая Великая княгиня Леонида Георгиевна и наследник цесаревич и Великий князь Георгий Михайлович являются российскими гражданами (российские паспорта получены ими в 1992 г.). Императорская семья всегда следила за событиями в СССР и РФ и с радостью воспринимала вести о народных успехах и достижениях. Этим патриотическим сознанием определялось, естественно, и отношение императорской семьи к Красной, затем Советской, а ныне Российской Армии.

Еще в 1922 г., после окончания Гражданской войны, государь Кирилл Владимирович обратился к Красной и Белой армиям с такими словами: «Нет двух русских армий . Имеется по обе стороны рубежа росийского единая Русская Армия, беззаветно преданная России, ее вековым устоям, ее традиционным целям. Она спасет нашу многострадальную Родину»

В своем Обращении от 12/25 ноября 1932 г. император Кирилл I утверждал, что Красные Армия и Флот «становятся той Русской силой, которая способна спасти Россию от внешнего нашествия, внутреннего распада и коммунистического насилия». «Русские воины, - писал в том же Обращении к красноармейцам Государь, - Я обращаюсь к Вам. Ваша мощь – залог целости и нерушимости Русского государства. Став вооруженной силой России, будучи неотъемлемой частью ее народа, Вы приняли на себя наследие многовековой славы Российских Армии и Флота, которые всегда стояли на страже Отечества и служили залогом международного мира. Ничто преходящее, наносное не может изменить сущности Вашего воинского служения. Вы уже осознали себя защитниками родной земли. Придет время, когда это сознание решит судьбу России. В настоящем Вы должны готовить себя к будущему. России нужны сильные Армия и Флот. (…) Ваш долг усилять мощь Армии и Флота, возвышать их дух, закалять дисциплину, упорно трудиться над их техническим совершенствованием»

Эти слова, некогда встреченные в штыки большой частью антисоветской эмиграции, свидетельствуют о государственной мудрости и истинном патриотизме императора Кирилла I, а также позволяют утверждать, что происшедшее в наши дни изменение Статута учрежденного им ордена Святителя Николая Чудотворца находится в полном соответствии с его идеями. Император Кирилл I, несомненно, считал необходимым награждать всех защитников Отечества. Подтверждение и развитие идей императора мы находим в письмах начальника Канцелярии его императорского величества Г.К. Графа. «Его Величество считает, - пишет он в 1932 г. одному из корреспондентов, - что Красная Армия должна сыграть решающее значение в судьбах России и что она все больше проникается национальным духом, а также в военном отношении находится в очень хорошем состоянии». Непосредственно на запрос по поводу пожалования ордена Св. Николая он ответил буквально: «Орден св(ятого) Н(иколая) Ч(удотворца) могут получать все участники войны, без различия политических верований»

Считая своим долгом всемерно способствовать возрождению боевого духа и традиций Российских Вооруженных Сил, в 2001 г. Глава Российского Императорского Дома Великая княгиня Мария Владимировна рассмотрела вопрос о возрождении ордена Николая Чудотворца на новых основаниях и, получив согласие командования Вооруженных Сил РФ, 4 августа 2001 г. своим указом внесла орден в число фамильных орденов Российского Императорского Дома, с одновременным введением в действие нового Статута, распространяющего право получения этого ордена на военнослужащих Вооруженных Сил РФ «за высокие личные показатели в служебной деятельности, храбрость и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, за высокую боевую готовность войск и обеспечение обороноспособности России, за образцовое исполнение воинского долга военнослужащими подчиненных подразделений, частей, соединений, безупречное выполнение ими служебных обязанностей и достижение высокой боевой выучки». В общем порядке старшинства российских императорских и царских орденов орден Св. Николая поставлен за орденом Св. Анны, выше ордена Св. Станислава. Наследственность права ношения знака ордена отменена. Лица, получившие орден по Статуту 1929 года и по тому же Статуту в редакции 1938 года почитаются: чины 1 и 2 класса по Табели о рангах как кавалеры первой степени, чины 3 и 4 класса – как кавалеры второй степени, чины 5-14 классов и нижние чины – как кавалеры третьей степени. Все новые ходатайства о награждении на основании старого Статута отклоняются с момента реформы ордена, за исключением случаев личных обращений участников I Мировой Войны 1914-1918.

Знак первой степени прикрепляется на плечевой ленте, которая носится через правое плечо, знак второй степени носится на шейной ленте, знак третьей степени - на колодке на левой стороне груди. Высшей степенью ордена является первая степень. Кавалеры ордена первой степени приобретают права потомственного дворянского достоинства, а кавалеры второй и третьей степеней – права личного дворянского достоинства. Награждение орденом производится указами Главы Российского Императорского Дома по представлению Кавалерской думы. Грамоты на право ношения ордена всех степеней подписываются лично Главой Российского Императорского Дома и заверяются подписью председателя Кавалерской думы. Военнослужащие за отличия в боевых действиях награждаются орденом с изображением мечей. Награждение, за исключением случаев награждения орденом с изображением мечей, производится последовательно. Награждение орденом с изображением мечей может производиться без соблюдения последовательности: генерал-полковников – знаком первой степени, генерал-майоров, генерал-лейтенантов – знаком второй степени. При наличии у награжденного высшей степени низшие степени этого не носятся, за исключением ордена с изображением мечей. Орденским праздником установлен день празднования памяти свят. Николая Чудотворца – 6/19 декабря.

Знак ордена первой степени изготавливается из золота и представляет собой четырехконечный равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны покрытый белой эмалью. Между концами креста расположены золотые романовские грифоны. На лицевой стороне знака в центре, в розетке, покрытой белой эмалью и обведенной золотой каймой – золотой образ свят. Николая Чудотворца. На оборотной стороне знака в середине, в розетке надпись «За военные заслуги», посередине – круглый медальон, по окружности которого – девиз «Долг-Честь-Отечество». В левом луче – вензель Николая II; в правом луче – вензель Кирилла I. В нижнем луче – номер знака. Знаки второй и третьей степени такие же, что и первой степени, но из серебра с позолотой, с меньшими расстояниями между концами Креста. Различается также ширина ленты у каждой из степеней.

Первая церемония пожалования возрожденным орденом состоялась 19 декабря 2001 г. в присутствии всей императорской семьи. Было награждено командование Генерального штаба РФ и Северо-Кавказского военного округа. За прошедшее время орден получили руководители ряда силовых ведомств и родов войск, многие генералы и офицеры, как состоящие на действительной службе, так и находящиеся в запасе. Орден благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

А.Н. Закатов
канд. ист. наук, доцент

Please publish modules in offcanvas position.