Российский
Императорский Дом

Официальный сайт
Династии Романовых

Одноклассники
ВКонтакте

Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в телевизионной программе «Слово пастыря»огласил официальную позицию Русской Православной Церкви в отношении Дома Романовых, его исторического пути и современного служения Отечеству

В очередном выпуске авторской программы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 9 марта 2013 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопрос телезрителя о церковной оценке роли Дома Романовых в российской истории.

Текст выступления Его Святейшества

ВИДЕО: http://www.patriarchia.ru/db/text/2836965.html

Доброе утро, дорогие телезрители!

После некоторого перерыва мы возвращаемся к ответам на вопросы, которые Вы направляете нам в письмах.

«Скажите, пожалуйста, Ваше Святейшество, как в свете 400-летия Дома Романовых Православная Церковь оценивает годы правления этой династии? Стоит ли это событие праздновать, а также легитимны ли претензии отпрысков этой династии на Российский престол?» Из письма Владимира Петровича Сурова, г. Саратов.

Отвечая Владимиру Петровичу, хотел бы в первую очередь сказать о том, что у Церкви взгляд на историю может быть только с позиции той миссии, которую она осуществляет. Нередко корреспонденты СМИ, представители общественности требуют от Русской Церкви немедленного комментария на все политические события, которые происходят в стране. И если Церковь, особенно в лице Патриарха, не комментирует немедленно, то это вызывает недоумения, вопросы, сожаления, а иногда и обвинения в неправильной позиции.

В своей проповеди к народу Церковь обращает внимание, в первую очередь, на все то, что имеет отношение к спасению. Исторические события могут иметь отношение к человеческому спасению — по их последствиям, но сам по себе факт события чаще всего никак не связан с Евангелием. Вот почему от Церкви не следует ожидать немедленных комментариев на события, которые происходят в политической жизни. Церковь — это не орган политического комментария, и мы не ставим перед собой задачи немедленно давать оценку всему тому, что происходит в стране, в обществе, в мире. Но, тем не менее, у Церкви может быть свой — опять-таки сотериологический, то есть с точки зрения спасения людей, — взгляд на историю. Именно с этой точки зрения я и хотел бы прокомментировать Ваш вопрос.

Нельзя оторвать правление Романовых от правления Рюриковичей. Нельзя говорить о Романовых, не говоря о князе Владимире, об Александре Невском, о Димитрии Донском, об Иване III — собирателе Руси, об Иване IVГрозном, сыгравшем огромную роль в становлении нашего государства. И то, что осуществляла династия Романовых, было в продолжение этого царского служения Родине и народу. Если повнимательнее посмотреть на всю историю русской монархии, то мы можем сказать, что в центре этого служения было, несомненно, благо стране и народу. В каждую эпоху делаются специфические акценты на понимании того, что есть благо. Одно дело — средневековье, другое — новое время. Поэтому чисто формально, с внешней точки зрения, служение Петра Iотличалось, конечно, от служения Ивана Грозного, но с точки зрения государственной пользы эти служения, несомненно, очень походили друг на друга. Действительно, не было ни одного царя, при котором бы сократилась площадь нашего государства — при каждом из царей она лишь увеличивалась. Конечно, были какие-то временные завоевания, как, например, при Елизавете Петровне наши войска дошли до Кенигсберга и оккупировали Восточную Пруссию, а потом по повелению Петра III остановились и вовсе покинули оккупированную территорию. Но не об этом идет речь. Речь идет, конечно, о преумножении государства Русского, и патриотическое служение династии Романовых совершенно очевидно.

Но вот еще о чем хотелось бы сказать. Когда мы оцениваем деятельность государя и любого государственного деятеля такого масштаба, то ведь в первую очередь оцениваем ее с точки зрения результатов: что было сделано для страны, для народа, для развития жизни общества; но мы забываем о личных качествах — они находятся в тени.

Нужно сказать, что среди Романовых не было ни одного святого, кроме последнего царя, который был прославлен в лике святых не как государственный деятель, не как полководец, не как политический лидер, а как страстотерпец. Поэтому, говоря о династии Романовых, мы не должны забывать и о том общекультурном фоне, на котором развивалась их деятельность. И вот в этом общекультурном фоне не все было благополучно. Мы знаем, какие тлетворные влияния оказывались на жизнь нашего народа в XVIII веке — несомненно, при попустительстве тех же государей, которые сами оказывались увлеченными духом этого времени. Были проблемы и в веке XIX. Поэтому, при всем уважении, которое Церковь всегда испытывала перед государственной властью, в соответствии с евангельскими наказами, тем не менее следует отметить, что существовала определенная дистанция между духовной жизнью народа и духовной жизнью нашей аристократии.

Говоря обо всем этом, я еще раз хочу сказать, что, как теперь говорят, на выходе, в качестве результата деятельности царей, принадлежавших к романовской династии, мы имеем несомненные, огромные положительные достижения. И в этом смысле думаю, что первое чувство, которое мы сегодня должны испытывать к тем, кто возглавлял наше Отечество на протяжении 300 лет, — это чувство благодарности, признательности за то, что было сделано. Но при всем том эта признательность не должна быть лубочной, картинной, искусственной. Мы должны понимать также, что и определенные серьезные ошибки были сделаны в формировании идеалов жизни нашей интеллигенции, нашего просвещенного класса, что, несомненно, отражалось на жизни всего народа. Поэтому у Церкви, с той точки зрения, с которой она оценивает исторический процесс, есть как положительная, так и сдержанная оценка деятельности царей, принадлежащих к династии Романовых.

И все-таки, завершая, я бы хотел сказать, что все познается в сравнении. И если сравнивать государственную деятельность царей с деятельностью тех, кто затем разрушил великую Россию, разорвал ее, с деятельностью тех, кто в XX веке нанес огромный ущерб общенациональным интересам, то, несомненно, личность царей из династии Романовых представляется нам высоким и замечательным образцом заботы о государстве и о народе.

Ну и вторая часть Вашего вопроса: а легитимны ли претензии, как Вы говорите, отпрысков Романовых на Российский престол? Хотел бы сразу сказать, что никаких претензий не существует. Сегодня никто из лиц, принадлежащих к потомкам Романовых, не претендует на Российский престол. Но в лице Великой княгини Марии Владимировны и ее сына Георгия сохраняется преемственность Романовых — уже не на Российском императорском престоле, а просто в истории[1].

И я должен с благодарностью к этой семье и ко многим другим Романовым отметить их сегодняшний вклад в жизнь нашего Отечества. Мария Владимировна поддерживает очень много добрых инициатив, она посещает Россию, она встречается с людьми, она возводит в дворянское достоинство самых простых людей, которые чем-то отличились. Я хорошо вспоминаю, как на Смоленской земле в дворянское достоинство была возведена старушка-крестьянка, которая так много сделала для тех, кто был рядом с ней в тяжелые годы войны и в послевоенное время. Поэтому культурный вклад этой семьи продолжает быть очень заметным в жизни нашего общества.

Ну, и теперь та часть вопроса, которая касается празднования: а нужно ли праздновать? Да, конечно, нужно. Это замечательная историческая дата. Вне зависимости от отношения людей к монархии, к возможности ее восстановления в нынешнее время, сам факт 400-летия дает нам возможность проанализировать историю; с благодарностью, как я уже сказал, вспомнить труды тех, кто возглавлял Русское государство, великие достижения в освоении земель, в создании огромной государственной инфраструктуры, включая транспортную инфраструктуру, в развитие науки, искусства, промышленности. Ведь достаточно сказать, что накануне Первой мировой войны Россия была почти на втором месте по уровню ВВП в мире, и если бы не военные события, то, несомненно, достигла бы этого второго места. Все это свидетельствует о том, что государи внесли действительно огромный вклад в развитие нашей страны, и празднование естественно.

Празднование не будет иметь государственного статуса, но это важная историческая дата, и Церковь отметила ее — 6 марта в Успенском соборе Кремля была совершена торжественная Литургия, на которой мы вспоминали всех Романовых, начиная от Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича — великого собирателя земли Русской, Петра I и до святого страстотерпца Николая II. Мы молитвенно вспоминали этих людей, с благодарностью к Богу об их трудах и с молитвой, чтобы Господь упокоил души их в селениях праведных.

Замечательно и то, что средства массовой информации, наше телевидение откликаются на эту дату. Сейчас можно видеть много интересных исторических фильмов, материалов, дискуссий на эту тему. Поэтому не на государственном, но на общественном уровне празднование совершается довольно широко.

Но Церковь, еще раз хочу сказать, по-своему комментирует историю и по-своему отмечает исторические даты, и в день празднования 400-летия династии Романовых мы будем в первую очередь возносить Господу молитвы об упокоении их душ.

На этом я заканчиваю нашу передачу, и Божие благословение пусть пребывает со всеми вами.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/2836965.html

 


 

[1]В интервью, данном накануне мартовского визита 2013 года, Глава Династии Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна повторила неоднократно высказанные ею мысли, абсолютно созвучные с позицией Святейшего Патриарха в отношении Российского Императорского Дома. «Многие ошибочно считают,- сказала Великая Княгиня Мария Владимировна, - что глава Императорского Дома – это «претендент на престол». На самом деле это совершенно не так. Императорский дом является исторической институцией, хранящей целый комплекс традиционных духовных ценностей, и в том числе, естественно, идею монархии. Отказаться от этой идеи для династии невозможно, точно так же, как невозможно Церкви отказаться от веры в Бога. Мы убеждены, что легитимная монархия имеет будущее и может принести пользу нашей Родине. Если когда-либо наш народ свободно и осознанно пожелает восстановить монархию, в лице главы Императорского дома всегда есть законный наследник великих российских государей, готовый к исполнению своего долга. Но мы ничего не хотим никому навязать, не участвуем ни в каких формах политической борьбы и ни на что не претендуем.

«И я, и мой сын цесаревич Георгий Михайлович являемся гражданами России, уважаем ее Конституцию и законы, стараемся помогать Президенту и государственной власти в целом, Церкви, традиционным конфессиям и общественным силам в возрождении исторических традиций и в их творческом развитии с учетом требований современности.

«В настоящее время и в обозримом будущем главными функциями Дома Романовых является возрождение благотворительной деятельности, участие в укреплении государства и гражданского общества, в обеспечении социального, религиозного и национального мира в стране, в сохранении единого цивилизационного и культурного пространства бывшей Российской Империи, в защите окружающей среды и исторического наследия, в поддержании положительного образа России во всем мире. Вся наша деятельность имеет гуманитарный неполитический характер»(http://www.imperialhouse.ru/rus/allnews/news/2013/3481.html)


2013-07-12 Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенное в родовой усыпальнице Российского Императорского Дома – Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга 29 июня/12 июля 2013 года после совершения Божественной литургии с заупокойным поминовением Святейшего Патриарха Филарета (Романова) и всех Государей и Государынь Дома Романовых

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Глубокоуважаемая Мария Владимировна, Глава Императорского Дома! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я хотел бы сердечно всех Вас приветствовать с этим особым днем — днем празднования памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, в честь которых и был освящен этот исторический кафедральный собор северной столицы. Сегодня мы совершаем здесь Божественную службу, вспоминая, что именно 280 лет тому назад храм этот был освящен. Он стал действительно одним из духовных центров Петербурга, а также усыпальницей для тех представителей династии Романовых, которые правили страной из северной столицы.

Празднование памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Петра у нас соединилось с еще одним великим торжеством — митрополитом Патрским Хризостомом, митрополитом Мантинийским и Кинурийским Александром, благочестивыми священнослужителями и мирянами из Греческой Православной Церкви в северную столицу принесена великая святыня — крест Андрея Первозванного, то древо, на котором мученическую смерть принял первозванный Апостол, просветитель земель, на которых позже возникла великая Русь — могучее государство, черпавшее свою духовную и нравственную силу из проповеди Андрея Первозванного, из служения, которое в продолжение этой проповеди совершала Русская Православная Церковь.

Вспоминая Апостолов Петра и Павла, мы задумываемся о том, что есть апостольство, каков смысл этого служения. Из истории мы знаем, что апостольство было установлено Господом и Спасителем. Он возжелал иметь ближайший круг учеников, которые слышали бы все, что Он говорил, видели все, что Он творил, были бы живым свидетельством Его миссии. Именно этих учеников соблаговолил Господь послать в мир, а потому и усвоилось им наименование «апостолы»— посланники. Они были свидетелями до края земли всему, что совершил Господь, включая Его крестную смерть и воскресение, приобщая через свое свидетельство к Евангельскому посланию род человеческий.

В центре это свидетельства — весть о том, что Иисус, родившийся в Вифлееме, Иисус, Которого именовали бывшим из Назарета, есть не просто великий проповедник и пророк, но что Он есть Сын Божий, Спаситель мира, Мессия, обетованный Богом еще первым людям, совершившим грех в райской жизни. И это величайшее свидетельство сопровождается многими очень важными духовными и интеллектуальными идеями, проникая в которые, людям легче понять, что же на самом деле совершил Господь Иисус Христос. Целый комплекс этих идей, корпус Божественных истин был достаточно кратко и убедительно передан Апостолам Самим Господом. На основе этого духовного нравственного послания стала созидаться новая цивилизация, которой было суждено стать самой мощной за всю человеческую историю, — цивилизация, основанная на христианском нравственном идеале. И мы знаем, что многие поколения людей стремились воплотить этот духовный нравственный идеал в своей личной, семейной, общественной и государственной жизни. Что-то получалось, а что-то нет — такова юдоль человека. Боримый страстями и искушаемый извне, он нередко отказывается — если не умственно, то на практике — от этого идеала, и мы знаем, что в течение двух тысяч лет этот идеал, содержавшийся в апостольской проповеди и усвоенный многими и многими, не всегда приносил добрые плоды. И, тем не менее, если бы его не было, то мрак язычества, который уже две тысячи лет назад надламывал жизнь людей, подталкивал их к поискам живого и истинного Бога, обрушил бы сегодня духовную жизнь человечества, давно исчерпав свой потенциал. Евангельское же послание, которое жило в истории и которое усваивалось каждым последующим поколением людей, становилось основой культуры. Так и этот дивный собор, столь прекрасно отреставрированный к своей круглой дате, служит примером того, как христианский идеал вдохновлял художников, архитекторов, инженеров — всех, кто создавал этот великолепный архитектурный шедевр. Но не только изобразительное искусство — культура духа, запечатленная на страницах художественной литературы и поэзии, также стала носителем того самого идеала, который содержался в апостольской проповеди и который через тысячелетия донесла Церковь.

В этом году мы празднуем 1025-летие Крещения Руси, и сегодняшним торжественным богослужением в историческом кафедральном соборе северной столицы мы открываем общецерковное празднование этой великой юбилейной даты. Русская Церковь была живой носительницей того апостольского предания, которое через святых учеников передал миру Сам Господь и Спаситель. Мы знаем, что на историческом пути Церкви было многое — и радостное и скорбное, и победы и поражения, — но Церковь пронесла через тысячелетия силу своего свидетельства. И мы, люди XXI века, искушенные в науке и технике, знающие столько, сколько никто до нас не знал, имеющие такую материальную силу, какую никто до нас не имел, — преклоняем свои главы и открываем свои сердца тому посланию апостольскому, которое донесла до нас Русская Православная Церковь. И мы осознаем, что именно благодаря этой Божественной истине, преломившейся в жизни нашего народа, мы и существуем, продолжая великие традиции и храня в сердцах Божий закон.

В этом же году мы празднуем 400-летие Дома Романовых. Сегодня мы особенно молились за всю династию, начиная от Святейшего Патриарха Филарета (Романова), который, не будучи Царем, совершал царское служение при своем малолетнем сыне Михаиле Федоровиче. Мы просили, чтобы Господь простил членам династии их грехи и принял их души в Небесное Свое Царство, и с благодарностью вспоминали все то, что было сделано выдающимися представителями нашего народа, на плечах которых лежала величайшая ответственность по сохранению Святой Руси. Мы знаем, сколь многое было достигнуто, знаем, как Россия на рубеже XIX и ХХ веков превращалась в мировую державу, как прирастали промышленность, экономика, культура, искусство, как развивалась духовная жизнь народа. Но одновременно мы не можем не сказать, что плевелы сомнений, принятие разного рода искушений, порабощение мысли принесенным извне идеям ослабили внутреннее, духовное единство народа, что привело к мученической кончине последнего императора и к разрушению исторической Руси. Мы знаем, как много пришлось нам испытать после этого события и как на фоне всей нашей национальной драмы выглядит сегодняшнее торжество в этом переполненном соборе — при сонме архиереев, в присутствии возглавительницы императорского рода Романовых Великой Княгини Марии Владимировны, в присутствии многих, кто хорошо знает историю и кто отдает себе отчет в духовно-символическом значении сегодняшней Литургии.

Мы молились сегодня о стране нашей, о всей исторической Руси, которая сегодня представлена в братских славянских народах России, Украины, Беларуси. К этой исторической Руси духовно примыкают многие и многие люди, живущие в других странах, но относящие себя к наследникам Киевской купели Крещения. Мы молились о процветании исторической Руси, о процветании братских славянских народов, о том, чтобы рост материального благополучия, который так необходим нашим народам, сегодня сопрягался с ростом духовным, с развитием национального самосознания, с укреплением нравственного начала и веры в жизни людей, ибо только это начало и способно обеспечить полную независимость и реальную свободу нашего народа; только это начало и способно обеспечивать поступательное развитие нации, без страшных срывов, разломов и катастроф, которые мы претерпели в прошлом. И пусть Господь молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла благословит землю нашу, народы наши, Церковь нашу, и дарует всем нам разум твердый, веру несокрушимую, любовь сердечную, дабы прославлялось в нас и во всем народе нашем имя Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

http://www.patriarchia.ru/db/text/3096684.html; http://www.patriarchia.ru/db/text/3095588.html

http://www.imperialhouse.ru/rus/allnews/news/2013/3618.html


Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после Божественной Литургии в Спасо-Преображенском соборе московского Новоспасского монастыря – усыпальницы рода Романовых до их призвания на царство, 29 сентября 2013 г.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Савва! Дорогие отцы, братья, сестры, высокие представители власти!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с этим воскресным днем и сказать, что мы собрались сегодня в особое время, в особом месте. 400 лет назад был избран на царство Михаил Феодорович Романов — после страшного Смутного времени, после пресечения династии Рюриковичей, когда страна наша прошла через такую полосу исторических событий, которая могла завершиться полным уничтожением государственности нашего народа, потерей его самостоятельности, изменением его культурной, духовной, религиозной традиции. Другими словами, Смутное время могло ввести в небытие русский народ. За всю более чем тысячелетнюю историю Отечества нашего таких событий было всего несколько, и Смутное время было страшнее, чем татарское иго. Потому что татары, живя вне России, требовали от нее только податей и непротивления. Смутное же время сопровождалось нашествием на Русь тех, кому, может быть, и нужны были богатства России, но не в первую очередь, — им нужна была душа нашего народа, нужна была наша сила духовная; и были брошены все силы, чтобы этого добиться.

Мы знаем, что успеху противника во многом сопутствовало предательство нашей элиты, которая, вступив в междоусобную брань во имя достижения своих целей — узких, личных, клановых, — готова была отречься от родины и предать веру. Но мы знаем также, что по милости Божией этого не случилось. Именно по милости Божией, потому что с точки зрения объективного анализа ситуации у России не было шанса выжить. Элиты разобщены, никто друг другу не верит, закон перестал действовать, власть берет тот, кто сильнее. Помимо иностранной оккупации, начались разбои на дорогах, в городах и селах, вооруженные банды врывались, грабили дома, сжигали села и города, тем самым открывая дорогу тем, кто хотел взойти на русский трон. Мы знаем, что шансов спастись практически не было. Но этот шанс нашелся, и источником нашей победы была не мудрость элит, не полководческие таланты, не экономическая сила, не военная мощь — источником нашего спасения была вера наша, а вместе с верой — наше национальное самосознание. Вера стала той великой силой, которая подняла народ на сопротивление, на освобождение страны от иноземных захватчиков, а затем на удивительное деяние — на свободный выбор государя. Не силой, не мечом, а свободным выбором был воздвигнут на царство Михаил Федорович Романов, сын Святейшего Патриарха Филарета, и это было особым деянием — не только политическим, но и духовным. Это деяние стало возможным только потому, что народ верил и не предал свою веру, а вместе с ней не предал и свою великую историческую традицию, свою духовную культуру, свое национальное самосознание. Из пепла в прямом и в переносном смысле этого слова возродилось Отечество наше.

И сегодня, 29 сентября по новому стилю, в Новоспасском монастыре, который является родовой усыпальницей Дома Романовых, мы совершили Божественную литургию, во время которой слышали замечательные слова апостола Павла, обращенные к Галатам. Он говорит о том, что человек спасается не делами закона, а верой в Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 2:16). Конечно, Ветхий Завет предполагал (по крайней мере, в религиозной практике времен Спасителя) тщательное и скрупулезное исполнение внешних предписаний закона, и люди считали, что достаточно исполнять внешние предписания — так или иначе поступать с пищей, с жилищами, со своим телом. Много было этих предписаний, и желание их соблюдать сформировало в народе некое магическое отношение к внешним выражениям религиозности. Магизм и отличается от истинной веры тем, что не требует от человека внутренней работы, не требует никакого духовного напряжения, не требует подвига. Достаточно совершить те или иные действия, которые считаются священными, не вкладывая в них ни веры, ни души, и автоматически получишь желаемое, — в данном случае спасение.

Слово Христа Спасителя и слово апостола Павла разрушают этот мир магизма. Апостол Павел открывает совершенно новую духовную перспективу, когда говорит о том, что сами по себе дела закона не могут спасти человека. Апостол делает акцент на том, на чем не делали акцент тогдашние иудеи — на истинной, внутренней вере, на напряжении мысли, духа, воли, без чего не может быть спасения.

В нашей современной жизни мы иногда хотим идти по пути наименьшего сопротивления, по легкому пути, думая, что если обрядовые предписания исполняем, то и достаточно. Красим яйца, печем куличи, ставим свечечку, исполняем какие-то другие обряды, и нам кажется, что этого достаточно — ну куда же больше? А уж если ходим в церковь время от времени, вне зависимости от того, как мы себя ведем в храме, — молимся или просто смотрим по сторонам, — нам кажется, что всё, дело сделано. Совсем нет! Апостол Павел учит нас тому, что вера в Господа Иисуса Христа спасает, потому что без веры не замыкается цепь между человеком и Богом, та самая цепь, по которой течет Божественная благодать, та самая цепь, по которой наши молитвы восходят к Богу. Именно такой обмен между Богом и человеком, молитва, в ответ на которую исходит благодать, и являются делом спасительным.

Наши благочестивые предки неслучайно прошли через Смутное время. Не исключено, что успешное государственное строительство Руси, успехи в разных сторонах народной жизни и особенно укрепление Церкви в XVI веке вызвало у многих уверенность в том, что мы — Святая Русь, что все происходит само собой. Мы строим храмы, строим монастыри, создаем епархии, у нас есть святые подвижники, мы стоим в течение долгих часов в храме — достаточно. Но Господь промыслом Своим проводит нашу страну через тяжелейшие испытания. Мы были почти на дне пропасти. Мы были на грани исчезновения как народ и как страна. Можно себе представить, что творилось в душах честных людей, которые видели эти разбои на дорогах, нестроения, предательство; и какую силу нужно было иметь — силу веру, силу молитвы, — каким должно было быть духовное возрождение народа, чтобы Господь приклонил к нам Свою милость! И ведь все это совершилось через веру в Господа нашего Иисуса Христа, потому что оставалось только одно — вера, и эта вера оплодотворила народ, вызвала к жизни великую созидательную силу, а вместе с тем появились и умение, и навык, и воинская слава, и способность вести сражение с противником, во много раз превосходящим по силе. Сумели и организовать, и средства собрать, — народ встрепенулся, пройдя через страшные испытания.

Мы знаем что, по крайней мере, еще несколько раз Господь проводил народ наш через такие испытания, одним из которых стала революция, а затем гражданская война. Ведь тоже думали, что все в порядке: и храмов много, и монастырей, и верующих миллионы, — исполняй закон, сохраняй свою внешнюю религиозность, и всего будет достаточно. Но Господь провел нас и в этот раз через тяжелейшие испытания именно для того, чтобы мы поняли: не делами внешними, не делами закона, но верой в Господа нашего Иисуса Христа спасаемся.

И ныне переживаемое время мало чем отличается от того, что было ранее в истории. И сегодня, с одной стороны, внешнее благополучие Церкви и желание некоторых жить только по этим внешним законам; но, с другой стороны, как близки опасности вокруг нас, связанные с возникновением нового безбожия, нового отрицания истории, нового радикального отрицания всего доброго, что пришло к нам из прошлого! Для того чтобы нам вновь не сорваться в пропасть, чтобы вновь не испить тяжелейшую чашу, мы в это благополучное время должны не забывать слова апостола Павла, что спасаемся верой в Господа нашего Иисуса Христа. Мы должны этой верой жить, этой верой мы должны укрепляться, формируя свое мировоззрение, свое отношение к окружающему миру, через эту веру воспитывая следующие поколения, этой верой оплодотворяя свою жизнь.

Этим торжественным богослужением мы продолжаем общецерковные празднования, посвященные 400-летию Дома Романовых. Они начались в Успенском соборе Московского Кремля, продолжились в Екатеринбурге, на месте расстрела последнего государя императора, затем состоялись в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге, где похоронены императоры, начиная с Петра Великого. И сегодня здесь, в усыпальнице Романовых, мы продолжаем эти празднования, которые дают нам возможность вспомнить о прошлом, соединить прошлое с нашей верой, с нашими религиозными убеждениями, сделать очень важные выводы по отношению к современной жизни, и одновременно помолиться о нашем будущем, о будущем всей исторической Руси, народов России, Украины, Беларуси и других, которые связаны с Киевской купелью крещения, помолиться о державе нашей Российской, помолиться о нашей молодежи, о тех людях, которым, может быть, по многим еще причинам и обстоятельствам трудно понять то, что понимают люди зрелого возраста. Дай Бог, чтобы вера в нашем народе укреплялась, чтобы она оставалась великим стержнем, определяющим исторический путь развития нашего народа. Верим, что Господь по вере нашей будет давать нам, и пусть вера в Господа нашего Иисуса Христа сохраняется в сердцах наших, оплодотворяя нашу жизнь и давая великую надежду на будущее. Аминь.


Поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Главе Дома Романовых Великой Княгине Марии Владимировне в связи с ее 60-летием

Ее Императорскому Высочеству

Великой Княгине Марии Владимировне Романовой,

Главе Российского Императорского Дома

Ваше Императорское Высочество!

Примите сердечные поздравления с отмечаемой Вами памятной датой.

Для многих соотечественников возглавляемый Вами Императорский Дом является символом связи поколений и преемственности духовных и культурных устоев нашего народа.

Отрадно, что, живя за пределами России, Вы остаетесь верной своей исторической Родине и Матери-Церкви, стремитесь сохранять традиции, заложенные Вашими предками. Занимаясь общественной деятельностью, встречаясь с людьми самых разных взглядов и убеждений, Вы вносите свой посильный вклад в укрепление единства Русского мира. Особо хотелось бы отметить плодотворное соработничество Императорского Дома с Русской Православной Церковью, зримым свидетельством которого стало совместное празднование 400-летия преодоления Смуты и воцарения Династии Романовых.

Желаю Вам доброго здравия, душевного мира и помощи Божией в трудах. Господь да хранит Вас на всех путях Вашей жизни.

С уважением

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://www.patriarchia.ru/db/text/3477028.html

Please publish modules in offcanvas position.