Российский
Императорский Дом

Официальный сайт
Династии Романовых

Одноклассники
ВКонтакте
03 ноября 2010

2010-11-03 ИА «Двина-Информ»: В ситуации с останками предположительно Иоанна VI нужно разобраться

К находке в Холмогорах нужно отнестись серьезно, - уверен директор канцелярии Императорского дома Романовых Александр Закатов…

Предполагаемые останки императора Иоанна VI, обнаруженные в Холмогорском районе, спровоцировали настоящую бурю в научном сообществе. Одни утверждают, что такое вполне может быть – слишком много признаков указывает на их подлинность. Другие говорят о фальсификации, нарушениях при проведении раскопок и даже призывают не проводить никаких экспертиз – мол, все это несерьезно. Директор канцелярии Императорского дома Романовых Александр Закатов уверен: в любом случае в ситуации нужно разобраться. Свою позицию он высказал на встрече с представителями фонда «Император», который занимается исследованиями останков.

- Александр Николаевич, в Императорском доме Романовых верят, что в Холмогорах действительно нашли останки Иоанна VI?

- Когда появились первые известия об этом событии, я как директор канцелярии сразу озвучил позицию: к находке нужно отнестись очень серьезно. Мы еще не знали всех подробностей, не имели на руках документов – хотя бы предварительных, с которыми могли ознакомиться, но понимали: важно избежать ошибок, допущенных в свое время в отношении останков царской семьи в Екатеринбурге. Тогда Государственная комиссия и многие исследователи игнорировали позицию церкви, мнение других ученых, юристов, криминалистов и генетиков, которые подвергали экспертизу сомнению. При исследовании предполагаемых останков императора Иоанна Антоновича должны быть воедино связаны три фактора: исторический, генетический и правовой. Чтобы все происходило в строгом соответствии с законом и не только с какими-то частными инструкциями, а с законом в высоком смысле слова, в том числе моральным и нравственным.

К останкам любого человека нужно относиться благоговейно, постараться установить все обстоятельства его смерти и достойно предать земле. Большую роль здесь может сыграть генетическая экспертиза, которая, по нашим сведениям, началась. Но она не является единственным и бесспорным доказательством. Также необходимо установить все исторические обстоятельства происшедшего. Иногда информация из неизвестных прежде источников приводит нас к корректировке тех сведений, которые казались общеизвестными и не подлежащими сомнению. А еще в этом деле огромную, может быть, даже первенствующую роль после всех экспертиз должна сыграть Русская Православная Церковь. Нам известно, что ее представители следят за развитием этой ситуации.

- А как восприняла известие о находке глава дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна?

- Великая княгиня получила соответствующее письмо от фонда «Император», занимавшегося этими исследованиями. Ей представлены материалы первичного расследования, на которые, безусловно, будет дан ответ. Мария Владимировна очень внимательно относится к вопросу восстановления исторической справедливости и к судьбе своего августейшего родственника. В свое время в российской империи эту историю не любили вспоминать по понятным причинам (Иоанн Антонович был коронован младенцем, а в возрасте полутора лет свергнут с престола в результате дворцового переворота и отправлен в ссылку, долгое время томился в одиночной камере – прим. авт.). Сейчас есть повод вспомнить об этом и покаяться — в любом случае имело место злодеяние. Если будет доказано, что обнаруженные останки принадлежат императору Иоанну Антоновичу, он должен быть похоронен с воздаянием соответствующих его сану почестей. Хотя сам он никогда не правил, но являлся священной фигурой.

- Руководителя экспедиции обвиняют в том, что раскопки проводились без соответствующего разрешения…

- Конечно, все законы и инструкции должны соблюдаться. Однако мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда людей обвиняют в каких-то маленьких нарушениях, но при этом не обращают внимания на значительные отступления от законности, которые приводят к гибели, продолжению уничтожения огромного массива нашей истории. Обвинять археологов в том, что они закрыли глаза на какие-то инструкции, спасая захоронение, все-таки несправедливо. Без их деятельности оно было обречено на полное уничтожение, и мы бы уже никогда не узнали всей правды. Поэтому мы, уважая законы и правила, которые установлены научным сообществом, в то же время призываем к взвешенности, сдержанности и справедливости.

А что касается останков – кому бы они ни принадлежали, их необходимо сейчас исследовать и установить, чьи они. Хотелось бы, чтобы государство тоже приняло в этом участие - своим авторитетом и возможностями поддержало расследование. Тогда мы сможем еще одну страницу нашей истории сделать для самих себя и для наших потомков более открытой, чистой. Покаяться и идти дальше без этого тяжкого груза, который все равно тяготеет. Любая несправедливость, которая совершалась когда бы то ни было, продолжает оставаться на нас бременем, даже если мы об этом не задумываемся. А если относимся к ней должным образом с точки зрения морали и права, тогда нам и следующим поколениям будет легче жить.

- А как вы относитесь к достаточно жесткому заявлению эксперта Алексея Ковалева - не исследовать останки вовсе, поскольку раскопки якобы незаконные?

- Меня оно очень удивило и огорчило. Об этике можно долго рассуждать, она у каждого своя, но я в данном случае – для большей объективности – стараюсь руководствоваться чисто научными и юридическими факторами. Заявление Ковалева, на мой взгляд, не имеет ничего общего ни с правом, ни с наукой. К человеческим останкам – где бы они ни были обнаружены – нельзя относиться как к какому-то горшку с монетами или другому, как модно сейчас говорить, артефакту. Прежде всего, это судьба – неважно, императора или простого человека. По закону при обнаружении останков необходимо установить обстоятельства смерти этого человека и предать его погребению. А если можно установить личность и похоронить не как безвестное лицо, а как конкретную личность, одного из наших сограждан, то обязательно нужно это сделать. Относиться к останкам человека просто как к музейному экспонату – это очевидно наследие советского безбожного менталитета, который совершенно неприемлем в современном обществе.

- Александр Николаевич, впереди 300-летие Ломоносова. Как вы относитесь к предложению фонда «Император»включить раздел по семье Иоанна VI в мероприятия, посвященные этому событию: установить памятный знак, разработать проекта музея, издать литературу, снять фильм?

- Великая княгиня Мария Владимировна и чины ее канцелярии с огромным вниманием и большой внутренней поддержкой относятся ко всем перечисленным мероприятиям. Вполне закономерно увязать их с юбилеем Ломоносова вне зависимости от того, как будет развиваться расследование вокруг обнаруженных останков. Только нужно более подробно объяснить нашей общественности, каким образом эта связь оправдывается и трактуется. Не все знают исторические обстоятельства, так что на первый взгляд это может показаться несколько притянутым.

С Холмогорами связаны скорбные моменты Брауншвейгской фамилии. А еще мы должны вспомнить, что Михаил Васильевич писал прекрасные оды, в том числе в честь императрицы Анны Иоанновны, благодаря воле которой Иоанн был провозглашен государем великой империи. Когда императрица скончалась, Ломоносов также писал торжественные оды в честь юного императора, с которым связывалось множество надежд. Увы, судьба его оказалась печальной... Образ Иоанна Антоновича в творчестве Ломоносова – отталкиваясь от этой идеи, можно объединить мероприятия с празднованием юбилея нашего великого ученого.

У нас впереди 400-летний юбилей окончания Смутного времени и призвания на престол дома Романовых. Вся история дома Романовых – и темные, и светлые ее страницы - должны быть объективно изучены, интерес общественности к ним высокий. Так что если что-то не успеем сделать в рамках юбилея Ломоносова, можно увековечить память в связи с другими событиями. Самое главное, чтобы все это осуществлялось при тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью, с государственной властью, которая, мы надеемся, очень внимательно отнесется к данной проблеме. Ну а Императорский дом и верные ему люди, конечно, с большой радостью по мере сил будут поддерживать эти мероприятия и проекты.

- Каким вы видите празднование 400-летия дома Романовых? Какова, на ваш взгляд, должна быть роль федеральных и областных властей? В Архангельской области есть несколько исторических объектов, так или иначе связанных с царской семьей. Губернатор Илья Михальчук первым из череды руководителей региона обратил на них особое внимание…

- Нужно понимать, что речь идет о событии государственной важности. По сути, оно определило дальнейшее суверенное существование нашего государства. Мы наблюдаем, что среди части политических сил существует тенденция, на наш взгляд, нездоровая и необъективная. И заключается она в том, чтобы в лучшем случае отметить отдельные события смутного времени как символ абстрактной освободительной борьбы и при этом замалчивать сам юбилей дома Романовых. На самом деле, это противоречит исторической правде. Все жертвы и подвиги народ одерживал для того, чтобы освободить свою страну. Символически освобождение страны и утверждение дальнейшего пути развития произошло на Великом Поместном церковном и земском соборе 1613 года, который призвал на престол дом Романовых. Это стало кульминацией Смутного времени. Если бы восхождения Романовых на престол не произошло, если бы был выбран какой-нибудь очередной царь из удобных кандидатов, а не законный преемник угасшей династии Рюриковичей, то Смута не прекратилась бы. Всегда нашлись бы люди, которые сказали: а почему он, а не я? И вернулись бы к противостоянию.

Поэтому мы надеемся, что независимо от политических пристрастий и отношения к монархии этот праздник будет отмечен на государственном уровне. И что это празднование будет готовиться в режиме консультаций с церковью и российским Императорским домом, который сейчас маленький – состоит из двух человек, тем не менее это историческая институция, которая сохранила несомненную преемственность. Он никоим образом не участвует в политической борьбе и не собирается навязывать соотечественникам монархию.

Юбилей не носит никакой политической окраски, это просто справедливое отношение ко всем периодам нашей истории. Пусть будет просто комплекс мероприятий. И во всех регионах, которые связаны с домом Романовых, пройдут события по какой-то единой схеме и в то же время в каждом из них будет отражена специфика связи достопримечательностей, святынь, исторических памятников данной местности, которые имеют отношение к дому Романовых. Например, Антониево-Сийский монастырь. Место заточения отца первого царя дома Романовых Михаила Федоровича, и будущего предстоятеля православной церкви патриарха Филарета.

- Дому Романовых удается найти общий язык с российскими властями по поводу подготовки юбилея и не только?

- В целом отношения доброжелательные. Пока не решен вопрос – как во многих странах он решился на правовом уровне – о статусе императорского дома. Нет никаких правоустанавливающих документов, которые бы говорили четко о правах и обязанностях такой исторической институции как Российский императорский дом. Мы верим, что когда-то это тоже произойдет. Может, юбилей дома Романовых даст толчок. Но для нас это не самоцель. Мы жили раньше – я имею ввиду императорский дом, проживем и дальше. Если не смогли уничтожить его большевики, то современным его оппонентам это точно не под силу. Но, конечно, взаимное определение позиций государства и императорского дома было бы на пользу всем сторонам. Великая княгиня неоднократно заявляла, что она принципиально против реституции. Она не претендует ни на какое имущество – даже на частное, не говоря уже о том, которое и до революции было государственным. Она не преследует никаких политических целей. Единственное, на что она вправе рассчитывать и она об этом честно говорит – на уважительное отношение к той институции, которую она возглавляет.

Мы не претендуем на то, что все должно быть так, как хотел бы императорский дом. У нас есть свое видение, но в современном обществе нужно учитывать мнение всех сограждан, никого не раздражать, не обижать, не пытаться достигнуть какого-то реванша, а просто в режиме взаимных консультаций независимо от политических убеждений выработать какую-то общую линию, которая будет приемлема для всех, и никого не будет оскорблять. Мы должны понимать, что история непрерывна. Даже те, кто считает себя суперсовременными, имеют в своем сознание наследие, как дореволюционной эпохи, так и советской. Императорский дом ни в коем случае не призывает вычеркнуть или стереть из истории советский период, там тоже было много героического, светлого и важного. Как говорит великая княгиня Мария Владимировна, нужно постараться вычленить из всего, что мы имеем, не то, что нас разобщает, а то, что объединяет. В этом главная идея императорского дома – не политической силы, а моральной и исторической.

– Она встречает понимание в России?

– У многих эта позиция встречает уважение. Даже то, что раньше могло вызывать какое-то взаимное недопонимание, стерлось. Мы совершенно спокойно беседуем с самыми разными людьми, выясняем позицию друг друга. Может быть, не во всем согласны, но это не мешает сотрудничать. Так происходит во многих регионах – в Костроме, Волгограде, конечно, в Москве, Петербурге и, надеемся, что в Архангельске тоже. С покойным владыкой Тихоном у нас неоднократно были очень обстоятельные беседы, мы надеялись, что состоится визит в ваш город великой княгини Марии Владимировны. Хотя она посещала Архангельске, но это было давно, во время ее первых приездов в Россию. Ощущалась радость от соприкосновения с Родиной, но еще не все проблемы и нюансы были понятны. Сейчас, когда великая княгиня уже хорошо знает жизнь своей Родины, то повторный визит мог бы быть не только по церковной линии. Будем надеяться, что новый визит императорской семьи в Архангельск вскоре состоится. Это дорогое место, очень приятные воспоминания остались у государыни и великого князя Георгия. Тогда он увидел Архангельск глазами ребенка, а сейчас ему уже 30 лет, и конечно он будет рад ознакомиться с происшедшими переменами, с жизнью города на новом этапе. Так что я уверен: сотрудничество в этом вопросе будет развиваться и продолжаться.

(ИА «Двина-Информ»)

Please publish modules in offcanvas position.